Жизнь школы

Поможем первокласснику адаптироваться

Школа с первых дней ставит перед ребенком задачи, для решения которых он мобилизует все свои силы. Есть школьные требования, которые ему сначала выполнять: высиживать урок в одной и той же позе; не отвлекаться и следить за мыслью учителя; делать не то, что хочется, а то, что требуют. Первоклассники не сразу осваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним. Поэтому необходимо время, понимание и терпение со стороны взрослых.

Существует три уровня адаптации к школе:

Высокий уровень. Ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования, которые ему предъявляют. Он легко усваивает учебный материал, решает задачи, внимательно слушает объяснения учителя, прилежен. Проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Добросовестно выполняет поручения. Пользуется авторитетом среди одноклассников.

Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, она не вызывает у него отрицательные переживания. Школьник понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно. Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи. Но задания и поручения выполняет только тогда, когда его контролирует взрослый. Бывает сосредоточенным, если занят чем-то для него интересным. Поручения взрослых выполняет охотно. Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе. Часто жалуется на здоровье, находится в подавленном настроении, нарушает дисциплину. Учебный материал воспринимает фрагментарно, испытывает трудности при самостоятельной работе с учебником. Его необходимо постоянно контролировать, систематически напоминать и побуждать к действиям. Он сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха. Поручения выполняет под контролем, без особого желания. Ни с кем из класса близко не дружит. Знает по именам и фамилиям часть одноклассников.

Уважаемые родители, мы подготовили для вас таблицу, с помощью которой вы можете выявить у своих детей возможные проблемы школьной дезадаптации, разобраться в причинах их появления и получить рекомендации специалистов. Эта таблица будет полезна тем родителям, которые заметили, что их ребенок:

  • боится идти в школу;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит, часто болеет;
  • жалуется на усталость и головную боль;
  • проявляет необоснованную агрессивность;
  • ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к учителю;
  • теряет навыки самообслуживания – не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники;
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать;
  • не усваивает учебный материал, на уроках невнимательный.

проблема

причина

рекомендации

первоклассник плохо учится по всем предметам

психологически не готов к обучению, родители не поддерживают ребенка

Не говорите ребенку слово «неудачник», не требуйте от него больше, чем он может в силу возраста. Поощряйте даже небольшой прогресс в обучении и не сравнивайте с одноклассниками.

Постарайтесь вместе с ним найти увлекательное дело, заинтересуйте его. Помогите определиться с будущей профессией и объясните важность обучения для достижения цели.

ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение

ребенка строго контролируют или, наоборот, позволяют всё

Развивайте у ребенка волевые качества, позаботьтесь о том, чтобы у него были посильные домашние обязанности. Предложите соблюдать режим дня; обсуждайте с ребенком причины и последствия его поведения; хвалите за хорошее поведение.

первоклассник не уверен в себе, боится родителей и школу

Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения. Родители перекладывают на ребенка ответственность за свое самочувствие и переживания – «только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании».

Формируйте у ребенка положительный образ школы. Приводите положительные примеры из собственной школьной жизни; хвалите и искренне радуйтесь даже скромным достижениям ребенка, стимулируйте его самостоятельность в разных видах деятельности.

ученик часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроке, сильно устает

слабая нервная система, задержка развития, неправильное воспитание в семье

Приучайте ребенка все делать вовремя, измените нагрузки в течение дня, отложите запись в секции и кружки на следующий год; обеспечьте ребенку полноценный отдых.

ребенок не запоминает, пропускает задания учителя, постоянно переспрашивает

слабо развито произвольное внимание

Развивайте внимание ребенка с помощью специальных игр и упражнений, развивайте речь; проконсультируйтесь с педагогом-психологом, учителем-дефектологом

ученик конфликтует с одноклассниками, у него нет друзей

родители игнорируют психологические потребности ребенка – в любви, принятии, общении,  самостоятельности; ребенок копирует модель поведения кого-то из родителей

Проанализируйте взаимоотношения в семье. Расскажите, как помочь ребенку найти друзей. Побуждайте к совместным играм со сверстниками; на материале сказок, рассказов, художественных и мультипликационных фильмов покажите, как вести себя, чтобы подружиться с другими детьми.

 


Памятка

Карта наблюдений