Игры в подготовительной группе детского сада
19.09.2018
Преемственность в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе. Обучение в этот период направлено на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
В подготовительной к школе группе перед воспитателем стоят следующие задачи: научить дошкольников слышать звуки речи, познакомить детей с действиями звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твёрдые и мягкие), продолжать осваивать графические элементы букв, усваивать некоторые правила орфографии, выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, учиться анализу и синтезу предложений, овладевать слоговым и слитным способами чтения.
Большое значение в подготовке и обучению грамоте мы отводим словарным упражнениям, так как они не только учат дошкольника понимать и употреблять речевые термины, но и формируют осознанное отношение ребёнка к слову, активизируют его речь.
На первом этапе мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи. Здесь нам на помощь приходит игра.
Игра «Аналогии»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.
Материал: мяч.
Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного воспитателем слова.
Игра «Портреты звуков»
Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.
Воспитатель объясняет, что у каждого гласного звука есть свой портрет, показывает схему. Этот портрет демонстрирует положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Воспитатель показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.
Только после того, как дети будут хорошо ориентироваться в звуковой стороне речи, мы начинаем знакомить с их буквами.
Игра «Начерти в воздухе букву»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Воспитатель говорит: «Ребята, представьте, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом.
Игра «Составь букву из элементов»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: счётные палочки.
Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».
Игра «Домик»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: домик с вырезанными окошками, карточки с изображением животных.
Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.
Таким образом, занятия обучению грамоте можно считать той средой, которая способствует формированию и развитию качеств, необходимых дошкольнику для перехода на новый вид деятельности – учебной.