Как развивать самостоятельность у будущего первоклассника

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова».

(Елизавета Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности»)


1.
Будьте уверены в силах ребенка, постепенно передавайте ему дела в трех областях самостоятельности: «Мое тело», «Мои вещи» и «Мои дела»

! Приходя в школу, ребенок должен самостоятельно организовать рабочее место в классе, переодеться на прогулку и физкультуру, поесть и убрать за собой.


2. Поддерживайте активность и инициативу ребенка в любых делах, даже если результат вас не совсем устраивает. Обратите внимание на усилия, которые приложил ребенок к тому или иному делу.

! Освоение знаний и умений в различных школьных предметах, обучение письму и счету требуют от ребенка значительных усилий и настойчивости. Поэтому так важно поддерживать желание ребенка что-то сделать, преодолевая некоторые трудности и дискомфорт.


3. Развивайте навыки ребенка в самостоятельном выполнении домашних дел. Создайте список из дел, которые ребенок может выполнять полностью самостоятельно (убрать игрушки, убрать за собой посуду) и тех, которые может выполнить вместе со взрослым (навести порядок на столе, собрать рюкзак с вещами в детский сад или на тренировку).

Поэтапно формируйте навык в том или ином деле, переводя дела из разряда «вместе» в разряд «сам»:

1. Ребёнок наблюдает за действиями взрослых;
2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

! По такому же принципу строится обучение школьным навыкам, когда учитель постепенно «передает» ребенку ответственность за то или иное учебное действие.


4. Учите ребенка просить о помощи только тогда, когда он действительно не может справиться сам.

! Учитель всегда готов помочь маленькому ученику, но для этого ему нужно уметь объяснить, что конкретно не получается.


5. Старший дошкольный и младший школьный возраст - период проб. Для того чтобы ребенку понять, интересно ему то или иное занятие, необходимо попробовать. При этом у всего, что ребенок пробует, должен быть конкретный, измеримый результат (собранный из конструктора предмет, художественная работа, номер в концерте, выступление на соревнованиях). Это поможет самому ребенку доводить дело до определенного результата и самостоятельно после этого совершать выбор - продолжать занятия или же выбрать другое направление.

! В школе много направлений внеклассной и внеурочной работы, дополнительного образования. Родители вместе с ребенком могут сделать выбор, расставив приоритеты в зависимости от интересов маленького ученика. Такой подход позволит не допускать физической и психологической перегрузки.


6. При формировании самостоятельности ребенка используйте игры, подсказки, поэтапное планирование. Если ребенка «пугает» большое дело (например, полностью навести порядок в своей комнате), разбейте его на несколько маленьких задач или этапов. Составьте вместе с ребенком рисунок – подсказку, что и за чем можно сделать.

! В школе, уже начиная с 1 класса, ребята выполняют проектные задания. Четкие, понятные самому ребенку, учебные и проектные задачи, помогают достичь поставленной цели.


7. Обязательно хвалите ребенка за его успехи, тогда он будет стремиться быть более активным и самостоятельным. Расскажите, что конкретно вам понравилось в работе ребенка («У тебя замечательно получилось передать цвет неба», «Мне понравилось, как выразительно ты рассказал стихотворение», «Вот эта строка палочек самая аккуратная и красивая», «Я увидел, как аккуратно ты сложил свои книги»).

! В школе ребенок учится оценивать свою работу по определенным критериям. Уже в первом классе учитель не просто хвалит ученика, а объясняет, за что конкретно.

С готовностью всегда помочь маленьким ученикам и родителям,
СП «Логопедическая и психологическая служба»