Мероприятия

Залог успешной учебы в школе: что должен уметь будущий первоклассник

Приближается к концу учебный год, а значит, всего через 4 месяца порог школы впервые переступят первоклассники 2019/2020.

Они уже сейчас готовятся к этому важнейшему событию. Для любого ученика очень важен правильный старт, который определяет будущую успешность. Что же нужно уметь, чтобы этот старт стал легким и позитивным, а учеба была в радость, и трудности - посильными?

Самое главное – это сформированная позиция школьника. Ваш ребенок знает, кто такой ученик, зачем дети ходят в школу, и он хочет пойти в школу, чтобы учиться.

У ребенка сформированы первичные знания об окружающем мире.

Он знает:

  • Свое имя, отчество, фамилию, дату рождения; имя, отчество и фамилию своих родителей.
  • Полный адрес, по которому проживает (населенный пункт, улица, дом, квартира).
  • Название нашего государства и столицы.
  • Виды городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро).
  • Органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа), их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим, слышим).
  • Основные свойства воды и воздуха.
  • Элементарные правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымленности или запаха газа, правила гигиены.
  • Названия некоторых растений (деревьев, кустарников, трав).
  • Названия домашних и диких животных (насекомых, зверей, птиц), основные признаки, отличающие диких животных от домашних.
  • Как определить время по часам, если минутная стрелка на двенадцати.
  • Времена года, месяцы, время суток.

02.jpg

У ребенка сформированы предпосылки для развития универсальных учебных действий, которые являются источником познания, регуляции деятельности и коммуникации.

Сформированность познавательной сферы характеризуется тем, что ребенок умеет:

  • разбивать предметы на группы по определенному признаку или объединять их;
  • выделять части целого;
  • сравнивать предметы по заданным признакам (размеру, цвету, форме);
  • находить общие признаки предметов;
  • находить простейшие закономерности (чередование, повторение…)

Сформированность регулятивной сферы характеризуется следующими показателями:

  • ребенок выполняет инструкцию взрослого;
  • при необходимости переделывает работу (перерисовывает, перекрашивает, переставляет), если допущена ошибка;
  • действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату;
  • выбирает для себя род занятий из предложенных на выбор (рисование, игры, пение, обсуждение сказки);
  • участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям, правилам в процессе различных подвижных и игровых ситуаций.

Обладает коммуникативными навыками:

  • отвечает на вопросы;
  • обсуждает проблемы или известные ему факты;
  • способен поддержать разговор на заданную тему;
  • задает конкретные вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений;
  • умеет не перебивать говорящего и выдерживать паузу при необходимости.

11.jpg

Обладает определенным набором предметных умений, таких как

1. элементарные математические представления:

  • счет предметов до 10;
  • число и цифра;
  • прямой и обратный счет;
  • количественный и порядковый счет;
  • простые задачи и примеры на сложение и вычитание с предметными действиями;
  • ориентация в окружающем пространстве, книге и на листе бумаги (простом и линованном);
  • позже-раньше, выше-ниже, спереди-сзади, больше-меньше и т.п.;
  • сравнение «на глаз» и наложением»;
  • геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • геометрические тела (куб, шар, пирамида).

05.jpg

2. элементарные навыки речи и письма:

  • словарный запас, соответствующий возрасту;
  • знание 2-3 стихотворений наизусть;
  • умение слушать и кратко пересказывать небольшие повествовательные рассказы и сказки;
  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту и по картинке;
  • воспроизводить последовательность событий после прочтения с опорой на сюжетные картинки;
  • правильное построение фразы и употребление форм слов;
  • правильное звукопроизношение;
  • умение рассказать о себе и своей семье;
  • понимание логики и причинно-следственных связей;
  • понимание мотивов поступков и чувства героев;
  • понимать смысл незнакомых слов с опорой на контекст и внимательно относиться к непонятным словам, интересоваться их смыслом;
  • выстраивать сложноподчиненные предложения с опорой на речевой образец;
  • соблюдать нужную интонацию высказывания;
  • правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше);
  • распознавать и повторять звуки, улавливать разницу в произношении звуков;
  • распознавать и уметь называть буквы русского алфавита;
  • сопоставлять звуки и буквы;
  • выделять в слове отдельные звуки;
  • приводить примеры слов- предметов, слов- действий, слов- признаков;
  • уметь правильно держать карандаш и ручку;
  • уметь обводить фигуры по контуру, раскрашивать и штриховать изображения;
  • уметь рисовать в соответствии с возрастом.

Обращаем ваше внимание, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Рекомендовано начинать обучение в первом классе не раньше 6,5 лет.

Желаем всем нашим будущим первоклассникам, чтобы адаптация прошла легко и оставила только положительные эмоции!