Мероприятия
Залог успешной учебы в школе: что должен уметь будущий первоклассник
30.04.2019
Приближается к концу учебный год, а значит, всего через 4 месяца порог школы впервые переступят первоклассники 2019/2020.
Они уже сейчас готовятся к этому важнейшему событию. Для любого ученика очень важен правильный старт, который определяет будущую успешность. Что же нужно уметь, чтобы этот старт стал легким и позитивным, а учеба была в радость, и трудности - посильными?
Самое главное – это сформированная позиция школьника. Ваш ребенок знает, кто такой ученик, зачем дети ходят в школу, и он хочет пойти в школу, чтобы учиться.
У ребенка сформированы первичные знания об окружающем мире.
Он знает:
- Свое имя, отчество, фамилию, дату рождения; имя, отчество и фамилию своих родителей.
- Полный адрес, по которому проживает (населенный пункт, улица, дом, квартира).
- Название нашего государства и столицы.
- Виды городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро).
- Органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа), их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим, слышим).
- Основные свойства воды и воздуха.
- Элементарные правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымленности или запаха газа, правила гигиены.
- Названия некоторых растений (деревьев, кустарников, трав).
- Названия домашних и диких животных (насекомых, зверей, птиц), основные признаки, отличающие диких животных от домашних.
- Как определить время по часам, если минутная стрелка на двенадцати.
- Времена года, месяцы, время суток.
У ребенка сформированы предпосылки для развития универсальных учебных действий, которые являются источником познания, регуляции деятельности и коммуникации.
Сформированность познавательной сферы характеризуется тем, что ребенок умеет:
- разбивать предметы на группы по определенному признаку или объединять их;
- выделять части целого;
- сравнивать предметы по заданным признакам (размеру, цвету, форме);
- находить общие признаки предметов;
- находить простейшие закономерности (чередование, повторение…)
Сформированность регулятивной сферы характеризуется следующими показателями:
- ребенок выполняет инструкцию взрослого;
- при необходимости переделывает работу (перерисовывает, перекрашивает, переставляет), если допущена ошибка;
- действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату;
- выбирает для себя род занятий из предложенных на выбор (рисование, игры, пение, обсуждение сказки);
- участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям, правилам в процессе различных подвижных и игровых ситуаций.
Обладает коммуникативными навыками:
- отвечает на вопросы;
- обсуждает проблемы или известные ему факты;
- способен поддержать разговор на заданную тему;
- задает конкретные вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений;
- умеет не перебивать говорящего и выдерживать паузу при необходимости.
Обладает определенным набором предметных умений, таких как
1. элементарные математические представления:
- счет предметов до 10;
- число и цифра;
- прямой и обратный счет;
- количественный и порядковый счет;
- простые задачи и примеры на сложение и вычитание с предметными действиями;
- ориентация в окружающем пространстве, книге и на листе бумаги (простом и линованном);
- позже-раньше, выше-ниже, спереди-сзади, больше-меньше и т.п.;
- сравнение «на глаз» и наложением»;
- геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- геометрические тела (куб, шар, пирамида).
2. элементарные навыки речи и письма:
- словарный запас, соответствующий возрасту;
- знание 2-3 стихотворений наизусть;
- умение слушать и кратко пересказывать небольшие повествовательные рассказы и сказки;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту и по картинке;
- воспроизводить последовательность событий после прочтения с опорой на сюжетные картинки;
- правильное построение фразы и употребление форм слов;
- правильное звукопроизношение;
- умение рассказать о себе и своей семье;
- понимание логики и причинно-следственных связей;
- понимание мотивов поступков и чувства героев;
- понимать смысл незнакомых слов с опорой на контекст и внимательно относиться к непонятным словам, интересоваться их смыслом;
- выстраивать сложноподчиненные предложения с опорой на речевой образец;
- соблюдать нужную интонацию высказывания;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше);
- распознавать и повторять звуки, улавливать разницу в произношении звуков;
- распознавать и уметь называть буквы русского алфавита;
- сопоставлять звуки и буквы;
- выделять в слове отдельные звуки;
- приводить примеры слов- предметов, слов- действий, слов- признаков;
- уметь правильно держать карандаш и ручку;
- уметь обводить фигуры по контуру, раскрашивать и штриховать изображения;
- уметь рисовать в соответствии с возрастом.
Обращаем ваше внимание, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Рекомендовано начинать обучение в первом классе не раньше 6,5 лет.
Желаем всем нашим будущим первоклассникам, чтобы адаптация прошла легко и оставила только положительные эмоции!